Карточка 3
Задание 8
Анализ стихотворения.
Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.
Простояв над нами малость,
Туча грозовая
Быстро к западу умчалась,
Небо открывая.
И над нами ходят важно
Звезды и планеты,
Протянув к травинкам влажным
Проволочки света.
Ходят звезды без дороги
В выси беспредельной,
Как девчонки-недотроги,
От Земли отдельно.
В. Шефнер
1. Прочитай стихотворение.
2. Какое в целом настроение создается в стихотворении:
а) радостное, жизнеутверждающее;
б) тревожное и тоскливое;
в) мечтательное, спокойное, чуть печальное?
3. Обведи карандашом строчки, которые помогли тебе ответить на вопрос 2.
4. Подчеркни олицетворения одной чертой.
5. Найди сравнения и подчеркни волнистой линией.
6. Какой жанр фольклора напоминает тебе это стихотворение:
а) потешку;
б) колыбельную;
в) считалку?
Задание 9
Анализ сказки.
Золотой гусь
Пошел Дурень, подрубил дерево, оно свалилось, вдруг видит он – сидит на корнях гусь, а перья у гуся все из чистого золота. Поднял он гуся, взял его с собой и пошел в харчевню (место, где можно поесть), где и решил заночевать. А у хозяина харчевни было три дочери; увидали они гуся, стало им любопытно, что это за диковинная птица такая, и захотелось им добыть одно из его золотых перьев. Старшая подумала: «Случай к тому, пожалуй, подвернется, я вытащу себе золотое перо». Только Дурень отлучился, схватила она гуся за крыло, но тут пальцы ее так к крылу и пристали. Пришла вскоре вторая сестра, и было у нее одно на уме: как бы это вытащить и себе золотое перо; но только она прикоснулась к своей сестре, так тотчас к ней и прилипла. А тут пришла и третья сестра, чтобы добыть себе золотое перо, но сестры ей крикнули:
– Ради Бога, не подходи к нам, отойди!
Но она не поняла, почему это нельзя подойти, и подумала: «Если сестры мои там, то и я могу быть тоже с ними», – и только она подбежала и прикоснулась к одной из сестер, так тотчас к ней и прилипла. Вот и пришлось им провести ночь возле гуся. На другое утро взял Дурень гуся под мышку и ушел, мало беспокоясь о том, что три девушки тащатся за ним следом. Пришлось им все время бежать следом за гусем. Повстречался им в поле пастор (служитель церкви); увидел он такое шествие и говорит:
– Постыдитесь, бесстыжие девушки! Чего бежите следом за парнем, куда это годится? – И он схватил младшую за руку, собираясь ее оттащить. Но только он к ней прикоснулся, как тоже прилип, и пришлось ему самому бежать следом за ними. Повстречался им вскоре на пути причетник (помощник священника), увидел он пастора, спешащего следом за тремя девушками, удивился и закричал:
– Эй, господин пастор! Куда это вы так спешите? Не забудьте, что нынче надо еще ребенка крестить, – и он подбежал к пастору, схватил его…
1. Прочитай текст. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте: а) магические числа; б) волшебные цвета;
в) волшебные предметы; г) наличие тотемного дерева; д) чудеса?
2. Подчеркни фрагменты текста, которые подтверждают твой предыду-щий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.
3. Найди в этой сказочной истории элементы сказки-цепочки. Напиши, из каких звеньев она состоит. ___________________.
4. Найди в этой сказке конкретные исторические подробности, которых не могло быть в древней сказке, существовавшей до принятия христианства. Подчеркни их карандашом.
Задание 10
Анализ стихотворения.
Тайны ремесла
А каждый читатель, как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд,
Наш век на земле быстротечен,
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен,
Поэта неведомый друг.
А. А. Ахматова
1. Прочитай стихотворение.
2. Как Анна Ахматова относится к своему читателю? Найди слова, подтверждающие твою точку зрения, подчеркни их прямой линией.
3. Какую важную мысль хочет донести автор до читателя:
а) для поэта читатель – и друг, и клад, которому можно многое доверить;
б) не каждый читатель способен понять то, о чем ему рассказывает поэт;
в) в течение многих-многих лет слово поэта живет в сердцах читателей?
Обведи нужную букву или несколько букв.
4. Найди рифмы в стихотворении, соедини карандашом рифмующиеся строчки.
5. Найди в стихотворении сравнения, подчеркни их волнистой линией.
Задание 11
Анализ рассказа.
В мастерской Володю больше всего заинтересовало большое деревян-ное колесо, которое вертел Прошка. Вот это штука действительно любо-пытная: такое большое колесо и вертится! Мальчик незаметно пробрался в темный угол к Прошке и с восхищением смотрел на блестящую железную ручку, за которую вертел Прошка. Мать Володи заглянула в угол Прошки и только покачала головой.
– Какой он худенький! – пожалела она Прошку. – Он чем-нибудь болен?
– Нет, ничего, слава Богу! – объяснил Алексей Иваныч.
– Круглый сирота – ни отца, ни матери… Не от чего жиреть, сударыня! Отец умер от чахотки… Тоже мастер был по нашей части. У нас много от чахотки умирает…
– Значит, ему трудно?
– Нет, зачем трудно? Извольте сами попробовать… Колесо, почитай, само вертится.
– Но ведь он работает целый день?
– Обыкновенно…
– А когда утром начинаете работать?
– Не одинаково, – уклончиво объяснил Алексей Иваныч, хозяин мастерской, не любивший таких расспросов. Глядя по работе… В другой раз – часов с семи.
– А кончаете когда?
– Тоже не одинаково: в шесть часов, в семь – как случится. – Алексей Иваныч приврал самым бессовестным образом, убавив два часа работы.
– А сколько вы жалованья платите вот этому Прошке?
– Помилуйте, сударыня, какое жалованье! Одеваю, обуваю, кормлю, все себе в убыток. Так, из жалости и держу сироту… Куда ему деться-то?
Дама заглянула в угол Прошки и только пожала плечами. Ведь это ужасно: целый день провести в таком углу и без конца вертеть колесо. Это какая-то маленькая каторга…
– Сколько ему лет? – спросила она.
– Двенадцать…
– А на вид ему нельзя дать больше девяти. Вероятно, вы его плохо кормите? (Д. Мамин-Сибиряк.)
1. Прочитай отрывок из рассказа. Как ты думаешь, главный герой рассказа Прошка:
а) твой современник;
б) мальчик, который жил много столетий назад;
в) мальчик, живший 100–200 лет назад?
2. Подчеркни в тексте одной чертой слова и выражения, которые помогли тебе ответить на предыдущий вопрос.
3. Тяжело ли живется Прошке? Подчеркни волнистой чертой те фраг-менты рассказа, которые помогли тебе ответить на вопрос.
4. Понравился ли тебе хозяин мастерской Алексей Иваныч? Подтверди свой ответ соответствующими фрагментами текста, подчеркнув их пунк-тирной линией.
Подбери свой заголовок и напиши его. __________________________
__________________________________________________________
|